Концепт постмодерн-танца в исследованиях 1970-2010-х годов
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению постмодерн-танца как концепта в работах исследователей 1970-2010-х годов. Понятие «концепт» представлено с точки зрения лингвистики, философии и искусствоведения. Автор предполагает, что система концептов фрактальна, то есть строение макро- и микро-концептов схоже. Таким образом, постмодерн-танец являет собой микро-концепт, который в работах искусствоведов представлен неоднозначно. Рассмотрены четыре тенденции понимания (по Е. В. Кисеевой) концепта постмодерн-танца. Проанализированы некоторые работы отечественных исследователей 2010-х годов. Делается вывод о противоречивости восприятия концепта постмодерн-танца в зарубежном и отечественном искусствоведении.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ЛевинаРоссия
Левина Е. В. — аспирант, SPIN-код 3813-6895
Ул. Зодчего Росси, д. 2. Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. 896 с.
2. Попова З. Д, Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: ИСТОКИ, 2007. 250 с.
3. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 284 с.
4. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. 590 с.
5. Неретина С. С. Тропы и концепты. М.: ИФ РАН, 1999. 277 с.
6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. С. Г. Зенкина. СПб: Алетейя, 1998. 288 с.
7. Лаврова С. В. Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма: дис. ... д-ра искусствоведения. Казань, 2016. 535 с.
8. Краусс Р. Решетки / Пер. Д. Пыркиной // Проект классика. 2002. № III. С. 23-28.
9. Леман Х. Т. Постдраматический театр. М.: ABC-design, 2013. 312 c.
10. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской, М: Канон, 2015. 376 с.
11. Мозгот С. А. Модели концептуального пространства произведения в свете когнитивной теории сохранения информации // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействие: Сб. науч. статей. Астрахань: АИПКиП, 2012. С. 74-81.
12. Стогний И. С. Музыкальная форма как смысловой концепт // Материалы III Международной интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http//gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2014/06/stogniy-2-2014.pdf (дата обращения 11.09.20)/
13. Амрахова А. А. Когнитивные основания постмодернизма в музыке. / Постмодернизм в контексте современной культуры: материалы междунароной научной конференции - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С.30-58.
14. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.
15. Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с фр. Д. Кралечкина. М.: Академический проект, 2007. 495 .
16. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Киев: Ника-Центр, 2004. 432 с.
17. Lyotard J.-F. Des dispositifs pulsionnels. Paris: Galilee, 1970. 240 p.
18. Кириллова Н. Б. Концепт постмодерна как явление культурного полифонизма // Приволжский научный вестник. 2013. № 11 (27). С. 155-162.
19. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн / пер. с англ. А. Матвеева. М.: Арт Гид, 2018. 312 с.
20. Лаврова С. В. Хореограф — композитор: проблемы творческого взаимодействия в балете и танце постмодерн // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 6 (59). С. 130-146.
21. Rainer Y. Some Retrospective Notes on a Dance for 10 People and 12 Mattresses Called Parts of Some Sextets, Performed at the Wadsworth Atheneum, Hartford, Connecticut and Judson Memorial Church, New York, in March 1965 // Tulane Drama Review. Vol. 10. No 2. 1965. P. 168-178.
22. Кисеева Е. В. Новые формы музыкального театра: танец постмодерн и его научное осмысление // Южно-Российский музыкальный альманах. 2013. № 1 (12). С.99-107.
23. Manning S. Modernist dogma and post-modern rhetoric // Tulane Drama Review. 1988. Vol. 120. № 32. P. 32-39.
24. Burt R. Judson Dance Theater: Performative traces. NY: Routledge, 2006. 240 p.
25. Fried M. Art and objecthood / Gregory Battcock ed. // Minimal Art: A Critical Anthology. London: Studio Vista, 1969. P. 116-147.
26. Manning S. Letter (Terpsichore in Combat Boots) // Tulane Drama Review. 1989. Vol. 33. № . P. 13-16.
27. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце: учеб. пос. М.: Российский университет театрального искусства. ГИТИС, 2011. 472 с.
28. Новик Ю. О., Лаврова С. В. Боб Раушенберг в истории танца постмодерн: Период творческого взаимодействия с Полом Тейлором // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 4 (63). С. 25-38.
29. Новик Ю. О., Лаврова С. В. Боб Раушенберг в истории танца постмодерн: Период творческого взаимодействия с Мерсом Каннингемом // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 5 (64). С. 50-70.
30. Новик Ю. О., Лаврова С. В. Пространство движения Триши Браун // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 6 (65). С. 33-49.
Рецензия
Для цитирования:
Левина Е.В. Концепт постмодерн-танца в исследованиях 1970-2010-х годов. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(4):6-20.
For citation:
Levina E.V. The concept of postmodern dance in the researches of 1970-2010s. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(4):6-20. (In Russ.)