Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

КАК УСЛЫШАТЬ ХОРЕОГРАФИЮ: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНЦИПИТ» В ИСКУССТВЕ БАЛЕТА

https://doi.org/10.26294/ARB.2019.61.2.001

Аннотация

Статья раскрывает особенности идентификации хореографических произведений малых форм по «музыкальному инципиту» — начальной фразе музыкального текста, позволяющей опознавать танцевальный текст без непосредственного показа движений. Изучение вопросов музыкально-хореографического взаимодействия осуществляется в русле историко-типологического и интертекстуального методов исследования. Отмечается результативность применения идентификации с помощью музыки при распознании вставных вариаций, взятых из забытых или малоизвестных балетных партитур. Выявляются характерные особенности межтекстового взаимодействия, позволяющие указывать на ту или иную хореографию (или ее элемент) с помощью музыкального текста. Раскрываются особенности функционального применения «музыкального инципита» в качестве модели для интерпретации и композиторской работы (Ц. Пуни ‒ Л. Минкус, П. Чайковский — Н. Черепнин, Ф. Бургмюллер — А. Крейн, С. Прокофьев). Выявление свойств интертекстуальной связи позволяет глубже осознавать преемственность и богатство сфер взаимовлияния музыки и искусства в балетном искусстве.

Об авторе

Г. А. Безуглая
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Кандидат искусствоведения, доцент

ул. Зодчего Росси, д. 2. Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Grove Music Online. Incipit. «Melodic incipit» or «musical incipit» [Электронный ресурс] URL: http://www.oxfordmusiconline.com/search?q=incipit&searchBtn=Search&isQuickSearch=true (дата обращения: 16.02.2019).

2. Die Musik in Geschichte und Gegenwart (MGG) [Электронный ресурс] URL: https://www.mgg-online.com/search?s=1&n=20&q=incipit&sectionRestraints=all&collectionRestraints=all (дата обращения: 02.02.2019).

3. Schmieder W. Bach-Werke-Verzeichnis (BWV). Thematischsystematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach. Ausgabe, Wiesbaden, 1990, Breitkopf & Härtel; 1014 p.

4. Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) [Электронный ресурс] URL: http://www.jsbach.org/bwvlist.html (дата обращения: 01.01.2019).

5. Köchel L. Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke Wolfgang Amadé Mozarts. Leipzig: Breitkopf & Härtel. 1862, 586 s. [Электронный ресурс] URL: https://archive.org/details/chronologischth01kcgoog/page/n10 (дата обращения: 16.02.2019).

6. Карсавина Т. Театральная улица. Л.: Искусство, 1971. 247 с.

7. Ваганова А. Я. Основы классического танца: учебник. Л.: Искусство, 1980. 192 с.

8. Мальцев С. М. Психология музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991. 88 с.

9. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1971. 215 с.

10. Сергеев К. «Лебединое озеро». Лекция курса «Хореографическое наследие» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 1993. № 2. С. 7–13.

11. Бельский И. О хореографическом симфонизме в балетах классического наследия » // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 1993. № 2. С. 14–18.

12. Танцевальная музыка из классических балетов // сост. Л. Лыскина., И. Кацельник. М.: Музыка, 1966. 92 с.

13. Минкус Л Ф., Петипа М. И. Большое Классическое Па из балета «Пахита» с приложением 14 вариаций и Pas des trois / сост. Г. Н. Прибылов. М.: Планетум, 2000. 215 с.

14. Бурлака Ю. П. Grand pas из балета «Пахита» и grand pas «Оживленный сад» из балета «Корсар»: Сравнительный анализ // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 2 (49). С. 69–79.

15. Зотов Ю. П. Диалогика текста как бесконечномерное смысловое пространство. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева. 2000. 220 с.

16. Денисов А. В. Феномен музыкальной цитаты ‒ проблемы исследования. Musicus. 2009. № 5 (18). С. 28–33.

17. Эльяш Н. Историко-бытовой танец и его теория / вступ. ст. Васильева — Рождественская М.: Историко-бытовой танец: Учеб. пос.— 2 изд. М.: Искусство, 1987. 382 с.

18. Безуглая Г. А. Хореографическая симфония: К истории музыкально-театрального жанра // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 1 (54). С. 42–50.

19. Безуглая Г. А. О драматургической роли цитат в музыке балетов первой половины XIX века: «Аirs parlants» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. № 5 (58). С. 6–17.

20. Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре. СПб.: Лань, 2011. 352 с.

21. Свешникова А. Л. Петербургские сезоны Артура Сен-Леона (1859–1870). СПб.: Балтийские Сезоны, 2008. 424 с.

22. Розанова О. «Пахита» // Танцуй, Испания: буклет. М. — Л.: Госконцерт СССР, 1990. 280 с.

23. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Сов. Россия, 1965. 227 с.

24. Чайковский, Петр Ильич (1840–1893). Полн. собр. соч. Лебединое озеро: Балет в 4-х действиях: [Либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцера]: Соч. 20: Партитура / комп. П. И. Чайковский; общ. ред. Б. В. Асафьева. М.: Музгиз, 1957. 411 с.

25. Крейн А. Лауренсия. Балет в 3-х действиях, 4-х картинах. Клавир. М.: Сов. композитор, 1961. 217 с.

26. Адан А. Жизель. Балет-пантомима в двух действиях. Переложение для двух фортепиано. М.: Музыка, 1985. 183 с.

27. Прокофьев С. Золушка. Балет в трех действиях. Соч. 87. Клавир. Переложение для фортепиано Л. Атовмьяна. СПб.: Композитор, 2004. 163 с.

28. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973. 713 с.


Рецензия

Для цитирования:


Безуглая Г.А. КАК УСЛЫШАТЬ ХОРЕОГРАФИЮ: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНЦИПИТ» В ИСКУССТВЕ БАЛЕТА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(2):72-87. https://doi.org/10.26294/ARB.2019.61.2.001

For citation:


Bezuglaia G.A. HOW TO HEAR CHOREOGRAPHY: «MUSICAL INCIPIT» IN THE ART OF BALLET. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(2):72-87. (In Russ.) https://doi.org/10.26294/ARB.2019.61.2.001

Просмотров: 534


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)